Вельми прошу.
Регулировка конусности намотки лески
Сейчас любой мало-мальски продвинутый спиннингист в курсе, что геометрию намотки катушки можно корректировать. Исправлять серьезные дефекты намотки - дело не очень благодарное, но «тюнинговать» небольшие шероховатости - это более чем реально.
У абсолютного большинства переднефрикционных катушек, а конусность намотки можно регулировать только у них, регулировка осуществляется снятием или добавлением шайб, которые располагаются на оси над звездочкой-трещоткой. Нередко схема регулировки бывает описана и показана на картинках в инструкции, прилагаемой к катушке. Даже если человек не владеет английским, на котором обычно дается описание, из картинок понятно, что при увеличении общей толщины шайб под шпулей геометрия намотки меняется в сторону прямого конуса, при уменьшении - в сторону обратного. Как правило, в тех катушках, где регулировка конусности предусмотрена инструкцией, подшпульных шайб бывает не одна-две, а больше - обычно четыре. И вот тут-то пользователя может ожидать первый подводный камень: часто все эти шайбы оказываются уже на оси. Человек наматывает леску, не обращая внимания на картинки в прилагаемой бумажке, отправляется на рыбалку и... проклинает купленную катушку и продавца, который ее нахваливал. «Борода» слетает за «бородой», рыбалка превращается в форменный кошмар.
Сложившиеся правила таковы: когда на оси все шайбы, профиль намотки обычно представляет собою выраженный прямой конус. То есть максимальное количество витков намотано у юбки шпули, минимум - у борта. Такая геометрия может считаться приемлемой разве что в случае использования монофильной лески и самой простой равномерной проводки. Плетеный шнур и неравномерная, особенно рывковая, проводка диктуют необходимость снять несколько шайбочек. Если их в общей сложности четыре, то, как правило, оставлять нужно одну или две. Если инструкцией пользователя регулировка не предусмотрена, то обычно на оси над звездочкой располагается одна шайба. Здесь возможны следующие варианты: просто снять эту шайбу, подточить ее по толщине или заменить на более тонкую или же оставить шайбу, но снять звездочку. Последнее делается в том случае, когда после снятия шайбы профиль кажется нам недостаточно «обратноконусным». Просто звездочка несколько толще шайбы, и ее удаление с оси дает больший эффект. Отсутствие звездочки приведет к тому, что не будет потрескивания при проворачивании фрикционного тормоза, но я бы не сказал, что оно нам так уж нужно, зато намотка станет более приемлемой. Впрочем, здесь есть одно существенное ограничение. Иногда после снятия шайбы или звездочки шпуля садится так низко, что в крайней задней позиции она задевает за ротор, при этом слышен характерный скрежещущий звук. Допускать такое конечно же не стоит, а если вдруг это произойдет - то надо будет добавить хотя бы самую тоненькую (сточенную, например, на наждаке или напильнике) шайбочку. Перейдем более предметно к геометрии намотки.
На большинстве катушек следует формировать «легкий обратный конус».
Речь идет о геометрии, в которой зрительно заметно небольшое увеличение диаметра массива намотанной лески от задней части шпули к передней. Причем с заполнением спереди "под завязку". При этом, отсутствие сопротивления при сходе через борт шпули придает такой снасти выдающуюся "дальнобойность".
Важно иметь в виду, что максимальная лесоемкость шпули получается при прямом конусе. Если вы корректируете профиль намотки, переходя от прямого конуса или цилиндра к обратному конусу, шнура на шпулю войдет заметно меньше. С другой стороны, обратный конус позволяет заполнять шпулю, что называется, под завязку - когда верхние витки лежат практически на одном уровне с кромкой шпули. Поэтому реальная разница в лесоемкости выходит не такой уж и большой.
Все описанные операции требуют аккуратности и времени. Но оно того стоит. Пренебрежительное отношение к тюнингу намотки вполне может обернуться потерей не только эмоциональной стабильности, но и времени из-за распутывания «бород», и денег, поскольку не все «бороды» удается распутать и леска убивается гораздо быстрее...
По материалам статьи Константина Кузьмина "Катушечный обзор с акцентом на "безбородность", журнал "Рыбачьте с нами" 10/2007
znamensk.net/showthread.php/122-%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8/page2